Болтливость у ребенка

Тема в разделе "Психология и психиатрия", создана пользователем Maven, 27 май 2022.

  1. Добрый день, моей дочке 9 лет. Прекрасная память, отличные способности, много читает, пишет замечательные сочинения и… Болтает! Без умолку. Когда ест, когда что-то делает, даже когда спит. Отвлекать «интересным» занятием бесполезно, поскольку она болтает даже во время интересных занятий. Если у нее нет собеседника, то просто комментирует свои действия, проговаривает: «Вот я беру пижаму, аккуратно ее складываю и кладу в комодик и т.д.» Если я свободна, а ей не о чем говорить, может часами пересказывать книжку… Уговоры и аргументы не помогают, она все понимает, но сознательно контролировать не может. Боюсь оттолкнуть ребенка вечными замечаниями «Помолчи», но подозреваю, что если это не остановить, в дальнейшем у дочки могут начаться проблемы. Есть ли способы остановить этот поток вербальной информации?
     
  2. Minionki

    Minionki

    Женский
    Здравствуйте! Понимаю Вашу усталость от постоянных разговоров дочери. Прежде, чем ответить на Ваш вопрос: «Есть ли способы остановить этот поток вербальной информации? », давайте кое-что проясним. Во-первых, как девочка ведет себя в школе, на уроках? Она тоже разговаривает во время урока или способна контролировать себя в школе? Во-вторых, она всегда была такой разговорчивой, или это появилось на фоне каких-то событий? В-третьих, как складываются отношения девочки со сверстниками? Есть ли у нее подруги? Опишите, пожалуйста, поподробнее, какой характер у девочки. Она скорее веселая, подвижная или скорее пугливо-настороженная? Много ли у нее страхов, неуверенности в себе или этого Вы не наблюдаете? Наблюдалась ли девочка у невролога на первом году жизни и позже? Получала ли какое-либо лечение от невролога? Были ли травмы или ушибы головы? Прежде, чем рекомендовать что-то, надо собрать необходимую информацию. Вы пишете: «подозреваю, что если это не остановить, в дальнейшем у дочки могут начаться проблемы». Каких проблем в будущем Вы опасаетесь?
     
  3. Большое спасибо за ответ! Постараюсь уточнить: 1. На уроках активна, очень любит отвечать у доски, при этом способна развить тему, «углубить и дополнить». Если уверена в своей правоте, может спорить с преподавателем и отстаивать свою точку зрения. Обижается, когда ее долго не вызывают. Пытается себя контролировать, но не всегда успешно. При контактной соседке по парте может болтать и на уроке, особенно, если ей не нравится учитель. Нам повезло с учительницей в четвертом классе, она если видела, что дочке «не терпится», просто вызывала ее к доске и давала выговориться. 2. Говорить дочура начала рано, очень быстро «выговорилась» в связную, «взрослую» речь. Сейчас у нее не просто взрослая, а очень богатая речь, и даже узнаваемый литературный (и речевой) почерк. Очень разговорчивой и контактной была всегда, но если в трехлетнем ребенке это всех восхищало и умиляло, то в 9 на нее уже люди начинают коситься в транспорте, в магазине и т.д. 3. Дочка очень контактная, коммуникабельная и неконфликтная. Очень легко входит в любой коллектив. Переходили в новую школу, была поражена даже учительница – в первый же день к большой перемене она уже была практически неотличима от класса. Всех случайный знакомых считает своими подружками, радостно бежит «Мама, у меня новая подружка! », хотя на вопрос «Как ее зовут? » запросто может ответить «Я забыла спросить, но она очень хорошая девочка! » При этом также легко и просто забывает своих подружек, т.е. глубокой привязанности не испытывает. Привязана к двум девочкам из первого класса, дружит с ним до сих пор, в одной паре – моя ярко выраженный лидер, в другой – абсолютно пассивный ведомый. Между собой ее подружки не мирятся, поэтому дружит по очереди. Неконфликтна, хотя в новом классе внезапно подралась (точнее, побила) девочку, неформального лидера класса, на голову выше нее. Когда я спросила, зачем она это сделала, ответила совершенно четко: «Мне надоело, что она вечно бьет тех, кто слабее, а потом нагло врет учительнице, что она не виновата. И я захотела, чтобы она почувствовала, что испытывают дети, которых она бьет» . 4. Веселая, подвижная, хотя за инетерсной книжкой может пролежать целый день. А потом еще день стоять на голове, оправдываясь, что из нее вчерашняя энергия выходит. Очень эмоциональная, импульсивная, и очень отходчивая. Быстро забывает обиды и в состоянии через 5 минут пожалеть обидчика и найти ему десяток оправданий. При этом в дискомфортной обстановке начинает болеть – не симулировать, а именно болеть. 5. Страхи в прошлом году: вначале она боялась вырасти, а теперь вдруг стала бояться темноты. У них в моде сейчас страшилки «про красную руку и гроб на колесиках» … Так она днем над ними смеется, а ночью – боится. Уверенность в себе граничит самоуверенностью. 6. На первом году жизни у невролога не наблюдалась. В возрасте четырех лет очень неудачно упала с табуретки. Гематома мягких тканей затылочной части головы, было легкое сотрясение мозга. Наблюдались у невролога. Осложнений не было, на прощанье невролог рекомендовал отдать ее в какую-нибудь спортивную секцию, иначе этот ребенок «с шилом в попе» еще что-ниудь разобьет… 7. Я опасаюсь, что дочи возникнут проблемы социального плана. Во-первых, не все учителя готовы ее воспринимать. И если наша учительница говорила, что она получает удовольствие от того, насколько аргументированно доча отстаивает свою точку зрения, то у нас в практике уже был пример возмущений и негатива преподавателя по поводу того, что она не смогла вовремя замочать (хотя в той ситауции ребенок был прав). Сейчас у них средняя школа (доча пошла в школу с пяти лет, уже в 5-м классе), учителей больше, и это меня волнует. Во-вторых, я однажды слышала, как ее одноклассница говорила своей маме: «А это Настя, она – болтушка… » Не думаю, что это самый лучший имидж для девочки. В-третьих, боюсь, что если она так активно будет делиться информацией с окружающими, близких подруг у нее не будет… Вы совершенно правы, я действительно к вечеру устаю настолько, что временами перестаю понимать смысл ее фраз… Но я ее люблю, а сможет ли кто-то другой выдержать такой же поток информации? Не будет ли она одинока в своей жажде «обмена мнениями"? Вот это беспокоит намного больше, чем моя усталость… Буду крайне признательна, если сможете мне помочь разобраться с этой ситуацией… Понимаете, она действительно очень хорошая и добрая девочка… Я хочу научить ее контролироватьсвою речь для того, чтобы у нее не возникли проблемы с друзьями, учителями, а в дальнейшем – с сотрудниками, мужем и т.д. сейчас я пытаюсь научить ее хотя бы иногда промолчать… Она понимает мои аргументы, даже старается, но хватает ненадолго… Потом со слезами на глазах говорит, что «опять забыла» …
     
  4. Minionki

    Minionki

    Женский
    Вы пишите: «я хочу научить ее контролировать свою речь для того, чтобы у нее не возникли проблемы с друзьями, учителями… ». Вы отмечаете, что она «пытается себя контролировать, но не всегда успешно». Дело в том, что возможности к самоконтролю у 9-ти летнего ребенка еще очень небольшие. В среднем, самоконтроль своего поведения в разных его аспектах развивается у детей в пределах от 7 и до 15 – 16 лет. «Самоконтроль» – это вообще понятие довольно широкое, но в любом случае, у 9-ти летнего ребенка возможности самоконтроля еще очень несовершенны. А в будущем при доброжелательном отношении взрослых она сможет значительно лучше контролировать свой речевой поток. И Ваши фантазии о ее возможных проблемах с будущим мужем и сотрудниками по работе немного преждевременны. Это во-первых. Во-вторых, если учитель не готов воспринимать индивидуальные особенности ребенка, то это скорее проблема учителя, а не ребенка. Я понимаю, что, не смотря на то, что школьный учитель – это не всегда идеал психологической компетентности, с ним все-таки приходится иметь дело и ребенку, и родителю. Но было бы лучше, если бы к эмоциональному прессингу учителя, «недовольного» тем, что ребенок не может «вовремя замолчать», не добавлялся бы прессинг родителей, стремящихся изменить ребенка ему в угоду. В-третьих, Вы пишете: «я пытаюсь научить ее хотя бы иногда промолчать… Она понимает мои аргументы, даже старается, но хватает ненадолго… Потом со слезами на глазах говорит, что «опять забыла» … ». Скорее всего, в эти моменты она очень огорчена своей неуспешностью в том, о чем ее просит мама. Она может переживать это, как свою вину или как свой дефект, и эти переживания вины или дефекта, с которым она пока в силу возраста не в состоянии справиться, могут оказать негативное влияние на ее личностное развитие, могут привести к невротизации ребенка. Мне очень понятна Ваша тревога за будущее Вашей дочери. И по моему мнению, Вы – очень хорошая, внимательная и заботливая мама. А значит, Вы сможете показывать ей, что с ней все в порядке. С Вашей дочерью все в порядке, она станет старше и научится контролировать свою речь. Ваша поддержка ей необходима, но не в вопросах изменения ее поведения, а в вопросах утверждения в том, что с ней все хорошо. Это послание от родителей: «с тобой все в порядке» означает для ребенка уверенность в себе и своей «хорошести», уверенность в своей ценности – а это, пожалуй, самый важный вклад родителя в личностное развитие ребенка. И последнее, (но не последнее по значимости) – это забота о Вас. Если Вы чувствуете, что разговор с девочкой становится для Вас очень утомительным, постарайтесь найти какую-нибудь игру, которая отвлечет ее. Например, игру в прятки, когда надо тихо-тихо сидеть, или игру в школу, когда девочка будет разговаривать с куклами, проводить с ними «уроки» и т.д. можно предложить девочке сочинять сказку, которую она будет самостоятельно записывать, то есть использовать различные игровые приемы, чтобы направлять речевую активность ребенка (в устной или письменной форме) в приемлемое для Вас русло. Если Ваше беспокойство по поводу этой ситуации не будет снижаться, я рекомендую Вам с девочкой обратиться на очную консультацию к психологу.
     

Поделиться этой страницей