Добрый день! Нашему сыну 1 год 10 мес. Меня беспокоит фактическое отсутсвие речи (в наличие только жесты сопровождаемые звуками). Он понимает взрослую речь, выполняет просьбы, активный ребенок (бегает, прыгает), по лестнице сам поднимается/спускается, сам. Пьет из чашки, пытается сам. Есть, увлеченно играется игрушками, пирамидками, любит играться водой (переливать, доливать,…), играть с пластилином, танцевать, слушать книжки, но вместо слов жесты. Говорит только бух (упало), уу (самолет), А и машет рукой (мама), папа, но чаще это просто набор звуков мамама, папапа бабаба дадада ляляля, дидиди. Просишь повторить звук или слово, улыбается, машет головой (нет), Знает детские стишки, в которых некоторые слова заменены жестами типа «Мишка косолапый», имитирует движения птиц. Движения язычком активные, вверх/вниз /в стороны/ по губкам проводит. Очень общительный, коммуникативный ребенок. Сейчас пошел период «Я САМ»: самостоятельно пытается одеваться, обуваться… Внешне соответсвует своему умственному развитию, но МОЛЧИТ. Беременность проходила легко, правда первые недель 9 температурила (до 38), а потом было кесарево сечение (лицевое предлежание). Может написала сумбурно, но пыталась описать все. Какие дествия нужно нам предпринять самостоятельно, чтобы его разговорить, т.к. возможности посетить логопеда нет? Последние полгода проживаем в Ирландии, дома говорим на русском языке. Спасибо.
Здравствуйте! Первое, что нужно сделать – это показать ребенка детскому невропатологу (жалоба на речь). Второе – это самостоятельно заниматься с ребенком. На первом этапе: запоминание игрушек, частей тела, одежды; понимание словосочетаний, подкрепляя их действиями (дай чашку, принеси рубашку…); оречевление бытовых ситуаций; учить понимать вопросы кто? Что? Учить называть близких людей (если ребенок не повторяет, то это делаете Вы); стимулировать выражать просьбы (на, дай, иди); выражение состояний междометиями в игре (ой! Ах! Тшш!); подражать животным, подзывать животных (но! Кис-кис); вводить подражания в двустишия; подражание музыкальным игрушкам, бытовым шумам; формировать фразы – дай пить, мама на, идем гулять. На втором этапе – различение один-много, большой — маленький, сладкий-кислый; пространственное расположение здесь-там; различение единственного и множ. Числа (дом-дома), различение частицы Не; уточнять артикуляцию гласных; наращивать слоги к концу слова ру… Ка, нож… Ка сначала с отработанным слогом); составление предложений из двух слов с использованием слов – тут, это, вот, здесь, там и т.п. все подкрепляется стишками, картинками, книжками, короткими сказками, играми, игрушками.