Здравствуйте Ольга Сергеевна! Я работаю в библиотеке. У нас такая ситуация: девочка 6,5 лет учится в первом классе., боится оставаться одна дома. Она все для этого делает, только, чтобы не быть одной дома: ходит по подружкам и засиживается у них до прихода мамы с работы, остается в школе с уборщицами, сидит у нас в библиотеке. Однажды, когда она находилась у нас в библиотеке, ей позвонила мама (она ее потеряла) девочка на ее звонок ответила очень грубо, положив трубку тут же заплакала говоря, что мама сейчас злая и сказала ей не приходить домой и оставаться ночевать в библиотеке. Правда мама кричала в телефон, так, что было слышно, как она ей это сказала. Также девочка говорит, что у них всегда на виду хлопушка. Девочка еще обманывает и учительницу и маму, говоря при этом маме про учительницу, что она их задержала до поздна. Опаздывает по утрам на уроки (5-10 минут). Девочка почему-то боится дедушку, не понятно тоже. Бабушка с дедушкой сейчас находятся на заработках на севере. Вроде девочка и ласковая, спокойная, эрудированная, играет в шахматы. Вот такая ситуация. Разъясните пожалуйста, что делать в такой ситуации. Я знаю, что можно придумать какие-нибудь игры по рпеодолению страха, но здесь явно прослеживается атмосфера в доме.
Здравствуйте! Вы совершенно правы, предполагая, что «здесь явно прослеживается атмосфера в доме». Есть много игр по коррекции страха, но в этом случае страх темноты – это лишь вершина айсберга. Корень описываемого Вами поведения девочки лежит в ее высокой эмоциональной напряженности, связанной с отношениями в семье, и в первую очередь, с ее отношениями с мамой. И в подобном случае занятия с ребенком по психологической коррекции страха темноты будут иметь низкую эффективность. К тому же, подобная психологическая работа с ребенком не может совершаться без согласия его родителей. В идеале маме с девочкой хорошо бы посетить консультацию психолога. Видимо, маме тоже нелегко, ей не всегда удается справляться с воспитанием дочери, и ей требуется поддержка в том, как находить взаимопонимание с девочкой. Я понимаю, что Вы обеспокоены этой ситуацией. Я могу предполагать, что учитель, у которого учится девочка, наверное имеет некоторое влияние на ее маму и может ей порекомендовать сводить девочку к психологу. Дальнейшее будет зависеть от мамы и ее желания получить психологическую помощь. Но и Вы, как сотрудник библиотеки, можете оказать неоценимую помощь девочке, если будете беседовать с ней о прочитанных книжках (не знаю, есть ли у Вас такая возможность или нет). Я думаю, что Вы в силу Вашей профессии, конечно же, знаете, что книга может научить человека, как строить отношения с окружающими людьми. И таким образом Вы (если позволят обстоятельства) можете заниматься с девочкой, так сказать, «библио-терапией». Конечно же, это не решит проблем девочки, связанной с отношениями в семье, но это может быть мощной поддержкой ребенку в такой сложной ситуации.