Добрый день! Помогите, пожалуйста, выстроить алгоритм действий, которые помогли бы мне избавить мою малышку от страха быть наказанной и вернуть уверенность. Понимаю, что виновата, прежде всего, и в огромной степени сама, но теперь уже нет смысла искать виноватых, нужно попробовать искоренить комплекс, пока он не повлек за собой осложнения. Нервное окружение, вечное недовольство, по отношению друг к другу в семье (отношения отцов и детей), мое состояние «комок нервов» – все это, пусть и не по отношению к ребенку напрямую, но вызвало боязнь предпринимать какие-то шаги, и все это осложняется моим перфекционизмом. В итоге страх сделать или поступить неправильно, любимые фразы: «у меня не получится» , «я не умею» , «меня не поругают? » (сдается еще не успев начать). Она у меня капушка и к тому же ужасно медлительна – темперамент такой. А если к этому прибавить неуверенность в каждом действии от страха сделать что-то не так и быть наказанной, невнимательность (тоже по всей видимости от страха что-то упустить, а столько всего надо помнить и все это так быстро сменяется, учитывая не быстрый темп реакции), ожидание подсказки – потому, что мама всегда подсказывает, всегда напоминает и всегда подгоняет, то получается адская смесь. Знаю, что нужно лечиться прежде всего самой, чтобы хотя бы адекватно и терпимее относиться ко всему этому, но пока не могу себе позволить. Помогите, пожалуйста, что нужно говорить, как себя вести. У нее развивается барьер при общении.
Здравствуйте! Вы все сами фактически и написали. Смотрите, Вы пишите: «страх сделать или поступить неправильно, фразы: «у меня не получится» , «я не умею» , «меня не поругают? », мама всегда подсказывает, всегда напоминает и всегда подгоняет, осложняется моим перфекционизмом». К сожалению, без Вашего терпимого отношения к детским промахам вернуть ребенку уверенность вряд ли удастся. Основа детской уверенности в себе – это уверенность мамы в своем ребенке. Любовь к ребенку, именно к ребенку, а не к его успехам, безоценочна.т.е. дочку Вы начинаете любите вне ее успехов. Если хотите покритиковать, то (очень осторожно!) говорите только о ее ПОСТУПКЕ, ни на минуту не сомневаясь, что Ваша дочь самая умная, талантливая и пр. И пр. Принимаете для себя убеждения, что не бывает ошибок, а бывает приобретенный опыт. И не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ваша дочка многие ситуации проживает в первый раз, откуда же у ребенка умения взрослого? Ей только предстоит их наработать. А, подсказывая и напоминая что-то дочке, Вы предупреждаете последствия небольшой детской забывчивости, но отнимаете у дочки шанс чему-то научиться и, в итоге, ее победы над ситуацией и над собой. Если же, что делать конкретно, то в Вашем случае: Не ругать, не критиковать дочку. Хвалить за все решения и поступки, вне зависимости от их последствий (ведь решение было принято). В случае если результат действия не совпал с ожидаемым, проговорить, что конкретно в будущем дочка сделает по-другому. Вся критика поступков только наедине. В обществе Вы только поддерживаете дочку, даже если в ней не согласны. Пересмотрите свои требования к дочке и запреты. Оставьте только самые основные и будьте последовательны в их проведении в жизнь. Определите для дочки ту часть ее жизни, где она самостоятельна и независима от вас (например, учеба или уход за животным, уборка в комнате, планирование выходного и т.д.) Конечно, начинать все делать по-другому нелегко. Привычки к определенному стилю реагирования на поступки ребенка так быстро не сдаются. В помощь книги Ю. Б. Гиппенрейтер на тему общения с детьми, можно скачать в Интернете.