Помогите, пожалуйста найти контакт с дочерью. Стыдно сказать- никак не могу с ней совладать, даже будучи педагогом. С моей педагогической точки зрения девочка страдает гиперактивностью (во всяком случае все клинические симптомы у нас имеют место быть), хотя невролог нам СДВГ пока не ставит: диагноз под вопросом. Психоневролог систематически назназначает лечебные курсы: ноотроп (фенибут как правило)+ глицин. Но эффекта от данной терапии я какого либо положительного не отмечаю. Девочка очень агрессивно ведет себя в детском саду по отношению в другим детям и воспитателям, о дисциплинированности вообще и речи не веду: на занятиях может встать и пойти играть в другую комнату, беспричинно хохотать. Послеобеденный сон- особенное испытание и для нее и для воспитателей. Она и сама не может ни заснуть, ни просто полежать и других детей будит. Ребенок также страдает энурезом. Кроме всего прочего недавно заметила, что она стала мастурбировать. Истерики по любому поводу – это частое, почти каждодневное явление. Очень рассеяно внимание: с большим трудом выучили буквы и цифры, но читать пока не получается – нет у ребенка никакого желания. Очень прошу – помогите как мне подобрать технику поведения с ней. Я совсем растерялась: не знаю как мне быть? Быть ли строгой и принципиальной абсолютно во всем? Или же постоянно идти на уступки, дабы не провоцировать истерики? В ужасе от ее недавней увлеченности мастурбацией. Одним словом – я в растерянности! Помогите, пожалуйста!
Здравствуйте! Прежде чем мы с Вами будем обсуждать, как найти контакт с Вашей дочкой, давайте проясним некоторые неясные моменты. Напишите, пожалуйста, сколько лет Вашей девочке? Говорили ли Вы психоневрологу о том, что эффекта после фенибута и глицина не наблюдаете? Возможно, что требуется скорректировать назначение (или получить консультацию другого врача). Вы пишите: «девочка очень агрессивно ведет себя в детском саду по отношению к другим детям и воспитателям». В чем конкретно это проявляется? Теперь о мастурбации: как и когда это происходит? Перед сном в своей кровати? На людях? Маленькие дети часто занимаются изучением своих половых органов – это нормальный этап психосексуального развития ребенка. За это не надо ругать или наказывать, потому что это неэффективно. Если Вы застали ребенка за этим занятием, то лучше отвлечь его, например, интересной игрой или интересной книжкой. Часто дети прибегают к мастурбации или онанизму для того, чтобы успокоиться, уснуть. Поэтому хорошо бы понять, в каких случаях Ваша дочка занимается этим и для чего? Также важно удостовериться у детского гинеколога, что у девочки все в порядке с медицинской точки зрения: нет зуда, или других неприятных ощущений, соблюдается необходимая гигиена. Важно, чтобы нижнее белье девочки было не тесным, свободным. Далее Вы спрашиваете: «быть ли строгой и принципиальной абсолютно во всем? Или же постоянно идти на уступки, дабы не провоцировать истерики? ». И то, и другое – крайности. Есть несколько правил воспитания. Для родителя важно стараться быть последовательным в тех требованиях, которые необходимы для сохранения здоровья ребенка: например, никогда нельзя перебегать улицу на красный свет, трогать газовую плиту, бить животных, и т.д. то есть должны быть требования, которые стабильны и не изменяются в зависимости от настроения родителя или ребенка. Далее есть требования, в которых родитель может пойти на уступки, если ситуация является нестандартной. Например, в случае болезни можно целый день провести в постели. Или, например, в день рождения или в семейный праздник можно не ходить один день в детский сад. Но эта система требований совершенно не гарантирует отсутствия истерик, тем более в случае подозрения на гиперактивность ребенка. Истерики девочки – это не провал Ваших педагогических навыков и способностей (Вы пишите: «Стыдно сказать – никак не могу с ней совладать, даже будучи педагогом»), а способ ребенка сбрасывать эмоциональное напряжение, способ выражать свои потребности, способ заявлять о себе, способ быть услышанной и так далее. Иногда – это способ манипулировать родителями. И в этом нет ничего ужасного или постыдного – так ведут себя многие дети, когда чувствуют внутренние метания родителей. Из этого следует другое важное правило в воспитании ребенка: сначала хорошенько продумайте Ваше требование, а после того, как оно сообщено ребенку, не меняйте его. Есть и еще одно правило для родителей детей, которые любят закатывать истерики. Оно гласит: «Не требуйте от себя и своих педагогических способностей слишком многого. Иногда надо смиряться с тем, что Вы не можете изменить Вашего ребенка». Вы пишите: «Помогите, пожалуйста, найти контакт с дочерью». Поясните, пожалуйста, как я могу заочно по переписке, не видя, как Вы общаетесь с ребенком, это сделать? Или попробуйте переформулировать эту просьбу в более конкретные вопросы, связанные с воспитанием, общением с ребенком.
Спасибо Вам огромное! Конечно вы правы: никаких заочных комментариев и советов без непосредственного общения быть не может, и поэтому мне просто необходимо обратиться не за разовыми рекомендациями, а вести постоянный контакт с психоневрологом и психологом. Но в моем случае это проблематично: в нашем регионе специалиста психоневролога нет и поэтому приходится ездить на консультации за 250 км. Очень прошу, подскажите как моей девочке (ей 6,5 лет) наладить отношения в детском коллективе. Дело в том, что дети с ней не хотят дружить, мотивируя это тем, что она их обижает (спрашиваю ее об этих конфликтах, она объясняет это тем, что давала сдачи, на вопрос почему ты не играла с девочками, она отвечает, что они не хотят меня слушаться) На лицо проявления явного лидерства, как мне кажется, или желание заставить всех подчиниться (может это и копирование наших родительских метод воспитания и поведения? Воспитатели наши тоже в ужасе от поведения: во-первых ребенок холерик-это конечно непростая личность для воспитания, кроме того, девочка не терпит никакого психологического давления со стороны взрослых. Может заявить воспитателям: вы не имеете права меня заставлять. И вообще встать и уйти с занятия. Мне очень жаль тут и своего ребенка – он ведь превратился в изгоя в группе. Воспитатели у нас, говорит мне дочь, любят «послушных» детей, а мне один раз даже сказали, что тебя нельзя с нормальными детьми сажать вместе. После этого случае у нас каждый поход в сад сопровождался истериками. Как в таком случае ее убедить «слушаться» воспитателей, дабы не вызывать их негодование и такую вот реакцию? За ранее благодарна Вам за помощь!
В Вашей ситуации я вижу две проблемные зоны. Первая зона: с одной стороны – желание девочки общаться со сверстниками и с другой стороны – ее нежелание уступать в этом общении другому, нежелание искать компромисс, желание настаивать на своем. Вы совершенно правы, высказав предположение о том, что это поведение может быть копированием. Исходя из содержания Вашего письма, я могу сделать очевидный вывод, что, по крайней мере, воспитателей девочка вполне может копировать (они требуют послушания). Итак, с одной стороны, это может быть копированием, с другой стороны, у девочки действительно могут быть задатки лидера. Я не сомневаюсь, что в адекватной психологической атмосфере девочка с возрастом поймет, что такое компромисс, и научится его достигать. Этому абсолютное большинство людей, выросших в доброжелательной семейной обстановке, как правило, обучается. Мне кажется, что и навыки лидера, и способность искать компромисс – это ценные личностные характеристики. А Вы как считаете? Вы пишете: «ребенок… превратился в изгоя в группе». Исходя из своего опыта (я несколько лет проработала психологом в детском саду) я уверена, что в коллективе шестилеток ребенок превращается в изгоя не тогда, когда он не умеет находить компромисс (вообще говоря, было бы странным ожидать от 6-тилетки такого умения), а тогда, когда взрослые (воспитатели) своим отношением, своим неумением «разруливать» детские конфликты, своим нежеланием «возиться» с нестандартным, «неудобным» ребенком, своей психологической некомпетентностью непроизвольно «делают» из него изгоя. То, что девочка не терпит никакого психологического давления со стороны взрослых, конечно же, ставит ее в позицию «неудобного» ребенка для воспитателя. И здесь мы подходим ко второй проблемной зоне: взаимоотношения воспитателей и девочки. За отношения взрослого и шестилетнего ребенка (с учетом того, что под взрослым мы понимает воспитателя детского сада) процентов на 90-95 ответственен взрослый. И было бы здорово для эмоционального самочувствия ребенка, если бы к прессингу воспитателя, не желающего или не умеющего обращаться с «неудобным» ребенком, не добавлялся бы прессинг родителей, желающих «изменить» ребенка им в угоду. Вы спрашиваете: «Как ее убедить «слушаться» воспитателей, дабы не вызывать их негодование и такую вот реакцию? ». Я понимаю, что Вы очень сильно переживаете за дочку. И в ситуации, когда Вы не можете поменять воспитателей, Вы хотите «поменять» характер своего ребенка? У ребенка 6,5 лет еще не созрела волевая регуляция поведения, еще не функционирует произвольность психической деятельности, поэтому «убедить» шестилетку «слушаться» можно только 1. Используя игровые формы (этого, по всей видимости, воспитатели не умеют делать) , 2. Используя страх ребенка (страх наказания, страх плохой оценки и т. Д). Вы уверены, что Вы хотите отказаться от лидерских качеств девочки и превратить ее в «послушного» ребенка?