Здравствуйте! Меня беспокоит поведение моего ребенка. С 4 лет периодически дочь страдала от ночных кошмаров: через час после засыпания просыпалась в поту, кричала, не реагировала на окружающее, приступ продолжался около 5-10 минут, затем она засыпала, наутро ничего не помнила. Мы делали ЭЭГ с нагрузкой (во время сна не получилось), очагов судорожной готовности обнаружено не было. Нам назначались курсами такие препараты, как пантогам, фенибут и другие ноотропы. К школьному возрасту приступы стали реже, но видоизменились: она проявляла двигательную активность, жаловалась, что ей страшно; а потом и вовсе сошли на нет. Сейчас дочери 8 лет, у нас появилась другая проблема: в течение дня она беспричинно испытывает приступ паники, подбегает ко мне с плачем, прижимается, жалуется, что она чего-то боится, но не может сформулировать, иногда говорит: «жить боюсь». Причем эти проявления начались только несколько месяцев назад и становятся все чаще. Вторая наша проблема – страх перед некоторыми манипуляциями и процедурами. Раньше она спокойно давала мне брызгать горло, закапывать нос, теперь делает это только сама, хотя в школе беспроблемно переносит прививки… В 6 лет она спокойно дала вылечить себе зубы, но когда началась их смена, каждый выпавший зуб сопровождался истеричными рыданиями, у нее леденели руки, от спазма могли возникнуть даже позывы сходить в туалет. Она боится полноценно кусать, чистить зубы, у нее образовался налет. Я не могу повлиять на нее, сводить к стоматологу для осмотра, чистки, у нас появилась необходимость посетить ортодонта. Любой разговор обрывается плачем, она затыкает уши руками, отказывается говорить на эту тему. Меня пугают эти реакции. В этом возрасте естественно испытывать страх смерти, но я не наблюдала ни у кого, чтобы он был настолько выражен. Не является ли такое поведение симптомом заболевания? Родилась дочь раньше срока с признаками гипоксии, 7/8 по шкале Апгар, лежали в паталогии с желтухой, билирубин был очень высокий, с младенчества очень возбудимая, истощаемая, конституция астеничная, в период адаптации к школе наблюдались вокализмы.
Здравствуйте! Вы спрашиваете: «Не является ли такое поведение симптомом заболевания? ». Я понимаю Вашу тревогу за дочь, но, увы! Заочно, не видя ребенка, никто не сможет Вам ответить на этот вопрос. Однозначным является то, что девочка нуждается в наблюдении врача-невропатолога и в работе с психологом. Как давно Вы были на приеме у врача-невропатолога, который назначал девочке лекарства? Принимаете ли лекарства сейчас? Если Вы были недавно, то что он сказал по поводу ее состояния? Теперь по поводу той стороны ситуации с ребенком, которая связана с компетенцией психолога: давайте проясним некоторые моменты, которые являются необходимыми для того, чтобы я ясно представляла себе ситуацию. Когда девочка пошла в школу: в этом учебном году или в прошлом? Вы пишете: «эти проявления начались только несколько месяцев назад и становятся все чаще». На фоне каких событий в семье или в школьном окружении ребенка появились эти приступы паники: кто-то уехал, приехал, поругался, заболел, родился или случилось что-то еще, на первый взгляд, не очень существенное? Вы пишете: «в школе она беспроблемно переносит прививки», а как вообще складывается жизнь девочки в школе? Как она учится? Как складываются ее отношения с одноклассниками? С учителями? Как складывается жизнь девочки в семье: с кем из членов семьи она больше дружит? С кем больше ругается? Каков состав Вашей семьи? Вы пишете: «В этом возрасте естественно испытывать страх смерти, но я не наблюдала ни у кого, чтобы он был настолько выражен». Что Вам подсказывает, что ее переживания связаны именно со страхом смерти? Она была свидетельницей, как кто-то умер или погиб?
Здравствуйте! К сожалению, у невролога мы были достаточно давно, после того, как выяснилось, что ночные кошмары не связаны с нарушением мозговой деятельности (результат ээг). Я изучила информацию в интернете и поняла, что подобная проблема встречается нередко и, как правило, сходит на нет к школьному возрасту. Нам дали рекомендации проводить курсы лечения дважды в год, но я, каюсь, перестала давать лекарства после того, как ночные кошмары прекратились. Сейчас дочь ходит в третий класс. Учеба дается нам нелегко, каждый день приходится уговаривать садиться за уроки. В первом классе она просто отказывалась идти в школу. Я не скажу, что она не тянет учебу, оценки у нее неплохие, просто не хочет напрягаться. С одноклассниками в ровных отношениях. Никаких событий экстраординарных у нас в семье не происходило, просто я читала когда-то, что в основе всех детских страхов лежит страх смерти, а страх увечья, боли, на мой взгляд, проистекает из него. Особенно он выразился, обратил не себя внимание при начале смены зубов; усилился, когда стоматолог на приеме попробовал убрать ей шатающиеся передние зубы. Конечно, в дошкольном возрасте были травмирующие ситуации, связанные с больницей, мы дважды лежали в стационаре, мне приходилось удерживать ее во время болезненных инъекций и неприятных процедур. Вообще, самые сложные взаимоотношения у нее именно со мной, причем негативизм и антагонизм идут с раннего возраста. Хорошие отношения у нее с теми, кто от нее ничего не требует: с папой, с бабушкой, с младшей сестренкой. Я понимаю, что наши взаимоотношения нуждаются в коррекции, что необходимо работать с психологом, более того, я неоднократно обращалась к разным специалистам за консультациями. Сложные отношения с мамами у многих девочек, но при этом нет таких пугающих проявлений. Я очень хочу помочь своему ребенку стать уравновешенной, уверенной в себе.
В основе детских страхов может лежать страх смерти, как и в основе вообще почти всех переживаний человека. Страх смерти – слишком глобальная вещь, им можно объяснять почти все нюансы человеческого поведения. Более важным мне представляется то, что в основе переживаний Вашей дочери лежат две вещи: 1. Некоторая слабость нервной системы девочки (из-за сложных родов, как следствие – высокая возбудимость и истощаемость, о которой Вы писали) , 2. Некоторая травматизация ребенка: Вы писали о госпитализациях в стационар, когда Вам приходилось удерживать ее во время неприятных процедур, подобные вещи могут травмировать психику ребенка даже с устойчивой нервной системой. Стоматологические процедуры также могут травмировать психику чувствительного ребенка – такое бывает часто. Далее Вы пишите: «Сложные отношения с мамами у многих девочек, но при этом нет таких пугающих проявлений». Пугающие Вас проявления Вашей дочери никак не связаны с тем, что в отношениях с Вами у нее есть какие-то сложности. Вашей вины в этом нет, наоборот, я считаю, что Вы – внимательная, заботливая и любящая мама, самая лучшая мама для Вашей девочки. Ее проявления связаны с тем, что ее нервная система более чувствительна вследствие микротравм, полученных в родах, и вследствие некоторых психотравм, полученных при медицинских манипуляциях. Что касается ликвидации последствий микротравм в родах, то здесь нужна медикаментозная поддержка нервной системы ребенка от невропатолога. Что касается ликвидации последствий психотравм – здесь нужна коррекционная работа детского психолога с девочкой (игровая или песочная терапия). Вы пишите: «я неоднократно обращалась к разным специалистам за консультациями». Если это про психолога, то консультации недостаточно, девочке нужен цикл коррекционных занятий с детским психологом. Если Вам кажется, что Ваши с ней отношения тоже нуждаются в коррекции, то тут уже Вы можете поработать с психологом (другим). Если она будет работать с детским психологом, а Вы – со своим психологом, то шансы на то, что Ваша дочь вырастет уравновешенной и уверенной в себе возрастут многократно.