Я всю жизнь очень бережно относилась к маме. Мама переехала жить в более теплый город, но на 6 году проживания в новых климат условиях перенесла инсульт. Стала лежачей и недееспособной. Мне пришлось почти два года в чужом городе одной ухаживать за больной неподвижной мамой, не имея возможности ни поспать хотя бы три часа подряд, ни отдохнуть морально. На втором году ухода за мамой у меня 3 – 4 раза не выдержали нервы и я маме почти хамила. Теперь меня это очень мучает, я виню себя за малодушие, хоть за всю жизнь наших с ней отношений это было впервые и на фоне нервного истощения. Мамы нет уже год. Но я казню себя за те случаи срыва. Как избавиться от этого состояния, подскажите, пожалуйста.
Здравствуйте! Меня поразило Ваше письмо. Если Вы впервые «почти нахамили» маме на фоне нервного истощения из-за длительного ухода за умирающей и уже в совершенно сознательном возрасте, то, я думаю, что Ваша мама была очень счастлива с такой дочерью, а Вы – практически святая! Говорю это без всякой иронии: я не встречала людей, которые вообще никогда бы не ругались с родителями, а тем более, в подростковом возрасте. А то, что Вы «казните себя за малодушие» , – тоже очень подходит к облику святой. Вот это я уже с легкой иронией – простите, если она покажется Вам неуместной.
Ольга Сергеевна, мой жизненный опыт Вас поразил бы гораздо сильнее, чем мое адское терпение при уходе за умирающей мамой. Немало знаю людей, которые никогда не говорили обидных слов своим родителям, но это особенные люди. Мое терпение закалялось с детства, когда я с раннего детства начала жалеть маму за ее страдания от моего отца, потом от моего отчима. Отчим ненавидел меня, все 30 лет нашего с ним общения. По иронии судьбы я его досматривала, когда он был лежачим и корчился от болей, хоронила и ставила ему памятник красивый. И всегда жалела маму за ее мягкий слабый характер. Подростковый мой возраст с 12 лет прошел на грядках, за уходом за домашними животными в стирках и приготовлениях обедов для нас с мамой, отчима и его сыновей-школьников, которых моя мама воспитывала с любовью после смерти их родной мамы. Вот она была святая, ее все такой считали. А я действительно не выдержала самый сложный экзамен в своей жизни, сломалась в самый неподходящий момент. Просили у мамы прощения, сразу же после срыва, она простила, но я себя простить не могу. Моя история Вам покажется мрачной и с грустными результатами в моих достижениях. Здесь все в точности до наоборот: у меня 2 высших образования, была руководителем отделения областного значения, 2 сына и оба с отличием окончили один и самых престижных вузов Москвы. – Спасибо, что терпеливо дождались конца моего повествования!
Пожалуйста. Прекрасно, что Вам есть чем гордиться в своей жизни, но Ваше письмо все равно производит грустное впечатление. И у меня такая фантазия, что я Вас задела своей ироничной репликой, и Вы рассердились. Я этого не хотела. Мне кажется, что вряд ли какой-либо мой совет, данный заочно по переписке, поможет Вам простить себя за тот проступок и уменьшит чувство вины, от которого Вы так страдаете. Если Вы действительно хотите относиться к себе помягче, научиться прощать себя за то, что Вы несовершенны, избавиться от внутреннего конфликта, связанного с чувством вины, то я порекомендовала бы Вам очную работу с психологом или психотерапевтом. У Вас есть способности к рефлексии, поэтому работа с психологом будет результативной.